Наверх
» Дхирикеша. О Йоге. Введение

Дхирикеша. О Йоге. Введение

ПРЕДИСЛОВИЕ
Йога - это система упражнений - моральных, физических, пси­хических и т.д. которые приводят к соединению со светлым нача­лом, одинаково сияющим во всем и в каждом. Люди называют это разными именами: богом, абсолютом, истиной, абсолютной идеей, материей и многими другими. Йога - это не одна из религий, и не одна из наук. Это практическая часть любой науки и религии, тот метод, отдельные части которого используют и религии, и науки. Все, что есть истинного во всех религиях мира - в христианстве, магометанстве, буддизме, индуизме или других - получено сознательным или бессознательным использованием некоторых упражнений Бхакти, Раджа или Джнана-Йоги. Все результаты науки и техники получены использованием элементов Мантра, Джнана и Раджа-Йоги.
Однако, поскольку это использование производится вслепую, не зная, что и откуда берется, то наряду с правильными результатами получаются и неправильные. В науке это приводит к появлению не­верных теорий, на борьбу с которыми расходуется огромное коли­чество сил и средств. В религиях эти приводит к вере в неправду, в результате чего они становятся одним из орудий несвета. Даже в индуизме - наименее застывшей из религий, где за верующим признается право на опыте убедиться в своей вере, и то встречаются такие страшные заблуждения, как, например, кастовая система. Еще хуже - в христианстве, магометанстве или буддизме.
Если Человек достаточно трезво смотрит на жизнь, то ка­кой бы религии он ни придерживался, он, по-видимому, не станет возражать, что лучше было бы обойтись без зверств крестовых походов и инквизиции христиан, без миллионов зарезанных магометанами, без страшного угнетения неприкасаемых индуистами и т.д. Также, по-видимому, не вызывает сомнения, что ядерное, химическое и бактериологическое оружие - не лучшее применение науки и техники. Подобные, мягко говоря, издержки науки и религии неизбежны до тех пор, пока во-первых, методы Бхакти, Раджа и Джнана-Иог не будут использоваться сознательно, и во-вторых, перед обраще­нием к этим Йогам не будут твердо освоены и применены в жизни общества Крийя, Хатха и Карма-Йоги. Без этого фундамента дальнейшее развитие невозможно.
Общее у религий и атеистических теорий, идеалистических и материалистических философий - стремление объяснить все су­ществующее с одной позиции, одинаковой при подходе ко всем явлениям. Уверенность в возможности все понять с одной точки зрения есть у проповедующих самые различные взгляды.
Такая уверенность была необходима, пока люди находились в самом начале процесса познания и занимались только анализом: познавали ту или иную сторону единого мира. Сейчас развитие жизни на земле привело к необходимости если не синтеза того, что получено анализом, то хотя бы к признанию возможности та­кого синтеза в принципе. Верующие и атеисты, идеалисты и материалисты, верящие в познание и агностики, поклоняющиеся  только разуму, или только чувствам, все они правы, потому что каждый в своем зеркале видит одну из граней Истины. Вопрос заключается в том, чтобы собрать все грани вместе и увидеть многоликую правду во всей ее кажущейся противоречивости.
Упражнения Йоги до предела развивают все способности че­ловека отражать окружающую действительность  в мыслях, чувствах, словах, делах, желаниях, знаниях и затем позволяет объединить опыт, полученный всеми путями в единое целое-Вершина Йоги - слияние с реальностью. К этой вершине ведут различные тропинки: Крийя-йога, Хатха-Йога, Карма-Йога, Раджа-Йога Мантра-Йога, Бхакти, Джнана-Йога, Лайя-Йога, Кундалини-Йога, Викара-Йога. Каждый из этих путей кончается на вершине, но начинаются они на разных уровнях - ступенях -- Йоги- Лишь Крийя-йога начинается у самого основания, где проходит граница между жизнью и смертью. Остальные способы Йоги начинаются все выше и выше в том порядке, в каком они перечислены. Каждая из Йог при­водит только к одной из граней Истины и лишь пройденные вместе они отражают всю Правду целиком. Несколько схематично можно сказать, что:
Крийя-йога приводит к слиянию с основой реальности,
Хатха-Йога - к слиянию с ощущением реальности,
Карма-Йога - с законами реальности,
Раджа-Йога - с видением реальности,
Мантра - со словом реальности,
Бхакти - с формой реальности,
Джнана -со знанием реальности,
Лайя - с сущностью реальности,
Кундалини - с силой реальности,
Викара - с деятельностью реальности.
Маха Самадхи (последний шаг в Йоге) приводит к слиянию со всеми гранями реальности сразу.
В Йоге различают 8 уровней в зависимости от близости к вер­шине: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхиана, Самадхи. Ученики Йоги по своим способностям разделяется на 4 класса: начинающие, средние, высшие и наивысшие,  причем в течение жизни при серьезной работе, ученик может пройти от первого до четвер­того класса.
Начинающие ученики - те, кто лишь начинают интересоваться Йогой и поэтому, естественно, сомневаются в ней и в себе; все в них неустойчиво - мысли, чувства, действия, желания, знания. Средние - верят в йогу, но сомневаются в самих себе. Они представляются себе ничтожной песчинкой в бесконечной вселенной. Высшие - чувствуют, что йога, Жизнь и Истина - одно и тоже и стремятся идти к вершине. Наивысшие - те, кто в одной из своих прошлый жизней сумел дойти до конца дорогой Джнана-Иоги. Теперь он идет по всем дорогам сразу, чтобы слиться не с одной только гранью единой жизни и не одним способом, а всеми путями, со всеми сторонами реальности. Только так можно достичь Маха-Йоги, и лишь это и есть Йога.
По образу жизни занимающиеся упражнениями Йоги образуют 4 группы: ученики, домохозяева, аскеты и свободные деятели, ученики (те, кто только учатся Йоге) -могут жить как в Ашрамах, как и в миру, принимая участие в повседневной жизни общества. Домохозяева (те, кто учатся сами и учат других) живут в миру. Аскеты, сосредоточившие все свои силы для достижения поставлен­ной цели, живут в горных пещерах или в других уединённых местах. Свободные деятели могут жить как уединенно, так и в миру, в зави­симости и от выполняемой работы.
Занимающиеся упражнениями Йоги последовательно переходят от одного способа Йоги к другому; от одного уровня Йоги к сле­дующему; из класса в класс; из группы и группу. Все пути, уровни классы, группы необходимо пройти в соответствующем порядке от начала до конца. Если что-то и было пропущено или не сделано в совершенстве, обучающийся будет вынужден рано или поздно вернуться начать все заново с этого места, как бы далеко он с тех пор ни ушел, как бы давно ни была сделана ошибка и какой бы малой она ни была.
Йога - это практика и только практика. Любое из положений, высказанное тем или иным йогином может быть проверенно и получе­но каждым соответствующими упражнениями после соответствующей подготовки. Поэтому для начала занятий Йогой нет необходимости превращаться из атеиста в верующего или наоборот из материалиста в идеалиста или менять религию. До уровня Викара-Йоги можно с одинаково прочным основанием заниматься Йогой будучи и материалистом и идеалистом, и верующим, и атеистом. Можно так же менять свою философию на разных ступенях Йоги. Когда же в конце Кундалини-Йоги ученик сольется с Правдой, она и станет его мировоззрением. Единственное, что совершенно необходимо для занятий Йогой - это горячее желание облегчить условия существования всех и всего на земле, и во всей вселенной даже ценой собственной жизни. Также необходимо ясное понимание, что для того, чтобы достичь возможно­сти помощи всем, нужно, очень долго и многому учиться, снова и снова переделывая себя, платя за знания болью, страданиями и подчас невыносимой безысходностью.
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Первобытные люди не были знакомы с законами физической природы, однако это не мешало последним существенным образом влиять на жизнь людей. Точно также в начале обучения Йоге ученик может не соглашаться или неправильно представлять себе некоторые из положений. Это, однако, не изменит факта, что вся жизнь любого человека - следствие его работы: сознательной или бессознательной в рамках основных правил Йоги. Трудно правильно представить себе даже самые первые шаги в обучении, ничего не зная о том, на чем оно строится. Поэтому вначале описано несколько фактов, проверить которые ученик сможет лишь далеко уйдя oт начала своей дороги и которые более подробно изложены дальше в соответствующих местах.
Карма - сумма следствий взаимодействия мыслей, чувств, дел, слов, желаний, знаний человека с Дхармой - нравственными за­конами поведения, основа которых - 10 обетов Ямы и Ниямы. Эти обеты будут описаны дальше. А здесь несколько упрощенно можно сказать, что Карма  это сумма наград за добрые дела и наказаний - за недобрые. Каждое доброе дело всегда вознаграждается, за каждое недоброе - приходит расплата. Примеры, когда это на первый взгляд не выполняется, связаны с представлением, что жизнь это миг между рождением и смертью навсегда. Однако это не так. Каждый человек сложная система различных тел (около двенадцати). Смерть - потеря памяти о своих прошлых существованиях - так или иначе затрагивает лишь первые четыре тела. Кроме них есть еще духовное, космическое тело и тело Нирваны. Это семь основных тел. Если человек не рас­платился хотя бы за малейшее совершенное им недобро, он снова вынужден родится (перевоплотиться) на земле, пока полностью не будут удовлетворены законы Дхармы.
 
 
*******************  лист 7  - отсутствует  ************
 
 
[ Начинающий ученик – тот, кто на собствен ] ном опыте почувствовал, что то, чего желает большинство людей: богатства, власти, славы, наслаждения, почета - всего этого часто не хватает даже на одну жизнь, что самая желанная цель рассыпается в прах в момент ее достижения, оставляя в душе лишь пустоту, что перед лицом неотвратимой смерти, удовольствия или развлечения, к которым все стремятся, становятся бессмысленными. Вместе стемученик еще до конца не уверен, что какое-либо счастливое стечение обстоятельств не позволит ему наслаждаться радостями жизни без неизбежных последующих страданий. В отношении обетов Ямы и Ниямы он колеблется между признанием их необходимости и их отрицанием, как противоречащим с его точки зрения, природным инстинктам. Да и вся система Йоги, то представляется ему священным храмом, созданным святыми, то бредом безнадежно помешанного. Подобные крайности часто неизбежны, когда человек знакомится с совершенно новым для него кругом явлений. Такой ученик проявляет резкость и даже грубость, у него бывают вспышки гнева, жадности, зависти, самоуверенности, он подвержен влиянию женщин, критикует Учителей. Это написано не для того, чтобы унизить учеников первого класса, этот этап необходим. Его прошли вначале своей светлой дороги все настоящие Йоги. Потому, что, как же сердце ученика сможет навсегда остаться распахнутым в вечном сострадании миру, если в начале своих занятий Йогой он на самом себе в полной мере не ощутит страшной власти инстинктов, калечащих и уродующих одно из самых прекрасных творений вселенной - человека.
Средний ученик - тот, кто в одном или нескольких прошлых своих существованиях уже знакомился или пытался заниматься с Йогой. Поэтому, сталкиваясь с ней впервые в очередной жизни, он интуитивно чувствует ее правильность, стремится в ней разобратьсяи жить в согласии с ее предписаниями. Для него рекомендации Йоги представляются в виде безбрежного океана знаний, несомненно величественного и прекрасного, но который он не в состоянии пока охватить единым взглядом.
Высший ученик - тот, кто в прошлых своих воплощениях понял и научился Крийя-Йоге, и в этой жизни получил возможность заниматься Хатха-Йогой.                           
Наивысший ученик - рождается с  врожденным умением заниматься самой высокой медитацией. Он может больше не умирать и не рождать­ся, если сумеет стать Маха-Йогом - слившимся с реальностью всеми основными путями Йоги.
Даже эти краткие характеристики показывают, что дорога в йоге обычно занимает многие тысячи лет. На одной из стен храма познания написано: "Не жди награды, пока не истекут века, накап­ливающие опыт". Тем не менее, все-таки, стоит отметить, что нет предела силам человека. Если его воля совпадает с Истиной, то время, необходимое для обучения, может сократиться насколько угодно. Главное для успеха в упражнениях Йоги - регулярность и ритм. Чтобы раскачать качели, их нужно подталкивать в одной опреде­ленной точке, когда они замирают при движении вверх. Любой толчек в другой точке и в другое время будет наполовину потрачен впустую или вовсе замедлит движение. Также и в Йоге - для достижения результата - упражнения должны выполняться» минимум раз в день в одно и то же время. Когда и какими упражнениями заниматься зависит от класса ученика: то, что, например, необходимо для уче­ника 4-го класса, может стать причиной гибели ученика 1-го класса, так как он еще не готов к подобным нагрузкам. Для подбора упраж­нений можно обратиться за помощью к тем из занимающихся Йогой, которые одновременно обучают других.
 
Цель Йоги – в слиянии всех существ с реальностью (Истиной, Богом, Материей, Абсолютом, Атманом, Брахманом и т.д.) Но первое правило для учеников Йоги – это ставить всех и каждого впереди себя. Поэтому цель ученика – стать таким, кто умеет правильно, без ошибок помогать другим в этом слиянии. Действия, с самыми лучшими намерениями, принесут больше вреда, чем пользы, пока человек полон неведения. Ступени Йоги – это школа, где человек постепенно превращает себя и свои тела в такой инструмент помощи окружающим, который бы нес в мир свет не ослепляя, зажигал бы в каждом чистое пламя не сжигая неосторожных. На первых пяти уровнях Йоги человек больше занят очищением своих тел и меньше помощью окружающим. Он помогает лишь тем, чей жизненный путь непосредственно пересекается с его жизнью, так как в таких случаях он в состоянии понять, в чем должна заключаться правильная помощь. Три последних уровня ведут ученика к помощи, которая облегчает Карму всей земли или вселенной в целом.
 
I.     СТУПЕНИ ЙОГИ
 
1.    = Яма =  
    
Ступени Ямы достигает тот, кто всегда и везде, по отношению к чему и к кому бы то ни было, выполняет пять обетов: Сатьи (Правдивости), Ахимсы (не причинение вреда кому и чему бы то ни было), Брахмачарьи (воздержания), Астьи (не присвоение чужого), Апариграхи (неприятия даров).
Невозможно стать Йогом, пока соблюдение этих обетов не станет природой человека и он будет следовать им уже не думая о них. Сколь бы великим, с точки зрения окружающих, ни стал человек какой бы он ни был Варны, какие бы намерения ни направляли его действия, он должен соблюдать как дух, так и букву этих правил от первого до последнего шага в Йоге, так же как соблюдает их знающий истину. Эго не золотые цепи, которые снимают, когда становятся свободными, а необходимое условие, основа и одна из сторон действительной свободы. Уже говоpилось, что даже ради самой жизни не должно совершать определенных поступков. К числу подобных поступков, которые нельзя совершать никогда, прежде всего относятся нарушения ЯМЫ.
В понимании Ямы встречается несколько заблуждений:
1.    Нарушать Яму нельзя ради себя, но нужно ради блага других.
2.    Когда какие-либо из правил Ямы в чьей-либо конкретной жизни вступают в противоречие друг с другом, то соблюдается бо­лее важное и нарушается менее важное.
3.    Говорят, что важно соблюдать дух правил, а соблюдение буквы не обязательно, когда это противоречит внутреннему смыслу обетов.
4.    Или говорят, что нужно соблюдать обеты, имея в виду действия только физические или, наоборот, только в астральном или других мирах.
5.    Говорят, что живущие уже одним фактом своей жизни нарушают Ахимсу, а потому полная Ахимса невозможна; поэтому и не надо вообще ей следовать, когда это доставляет неудобство ученику.
Ни одно из этих толкований не даст возможности достичь первой ступени Йоги. В нарушении Ямы ради других видит благо для других лишь тот, кто в состоянии предвидеть только на один шаг вперед. Видящий же дальше знает, что это благо обратится, в конце концов, в яд и для тех, ради кого нарушена Яма, какой бы крайней ни была ситуация, в которой человек нарушает тот или иной обет.
Никакие из правил Ямы не могут противоречить друг другу. К видимому противоречию приводит лишь неправильное понимание учеником сложившейся ситуации. Точно так же не могут в действительности противоречить друг другу очевидный и внутренний смысл правил.
Обеты Ямы касаются всех миров и относятся и к   словам, и к делам, и к мыслям, и к чувствам, и к желаниям.
Нужно осуществлять Ахимсу том объеме, в каком ее понял ученик, при следующем, более полном, понимании.- практиковать Ахимсу в более полном объеме и т.д. А абсолютная Ахимса осуществляется в Самадхи, но к ней нельзя прийти иначе, как следуя каждый раз ее относительным отражением в сознании ученика.
Правильность или неправильность понимания учеником правил Ямы (как и вообще любого положения Йоги) обычно проверяется в предельных обстоятельствах, поэтому практиковать Яму сможет лишь тот, кто в предшествовавших жизнях развил в себе сильный интеллект и научился по-настоящему любить.
 
2.    = Нияма = 
 
Искренняя попытка следовать правилам Ямы приводит человека к осознанию, что ни правильно выполнять, ни даже правильно различать способ соблюдения этих обетов в круговороте жизни, невозможно без переделывания самого себя, своего характера, мировоззрения и т.д..
Ступень Ниямы включается в развитии пяти качеств, необ­ходимых как для практики Ямы, так и вообще для обучения любому из способов Йоги. Шауча (чистота), Сантоса (удовлетворенность), Тапас (рвение и аскетизм) Свадхиайя (изучение самого себя), Ишвара Пранидхана (изучение Истины) составляют Нияму.
Здесь, как и везде в йоге, тоже важны и буква и смысл этих правил. Конечно, внутренняя чистота необходима прежде всего (чистота чувств, мыслей, желаний и т.д.), но и снаружи человек должен быть чистим. Удовлетворенность должна быть истинной, а не внешним выражением радостного отношения к жизни при внутренней неудовлетворенности. Тапас заключается в каждодневном исполнении своих обязанностей и упражнений Йоги, а также в сведении к минимуму потребностей своих тел в развлечениях, отдыхе, в средствах к существованию и т.п. Изучение самого себя происходит в критических ситуациях (создаваемых, например, ошиб­ками в практике Ямы) . Именно на пороге смерти видны пределы возможностей первых четырех тел, свойства характера, переделать которые человек не в состоянии даже ради спасения своей жизни. Такое изучение необходимо для выбора правильного пути в Йоге, который бы соответствовал способностям ученика. Для верующих изучение Истины, заключается в чтении священных книг, стремле­нии понять первоначальный неискаженный смысл религиозных обрядов и писаний, но самое главное в непрерывном размышлении над различными качествами бога и совместимости этих качеств с окружающей жизнью (например, всемогущество и милосердие Бога и горе и боль людей). Для атеистов Ишвара Пранидхана заключается в изучении и размышлении над жизнью Йогов, достигших Правды. Из тех, о ком слышало большинство людей это Будда или Христос.
Добросовестная, искренняя практика Ямы и Ниямы приводит человека к гармонии как с внешней, так и внутренней природой. Жизненные бури перестают его потрясать. Он получает возможность учиться Асане - третьей ступени Йоги.
 
3.    = Асана = 
 
Асаной (медитативной) называется положение тела человека, которое для него настолько легко и естественно, что он может свободно находиться в нем не менее трех часов без всяких неприятных последствий. Люди привыкли принимать самые разные позы сидя, стоя или лежа. Но эти позы, в большинстве случаев, непригодны для учеников Йоги, так как не обеспечивают необходимой устойчивости ни и эфирном, ни в астральном, ни в других мирах.
На третьем уровне Йоги происходит привыкание к таким положениям тел, которые обеспечивают ту или иную циркуляцию крови, праны и т.д. Ученик приучается к настойчивости и терпеливости, решимо­сти и осторожности, инициативе и дисциплине, без которых нельзя научиться асанам. Его тело становится крепким как алмаз, он никогда больше не болеет, он становится генератором праны, ясно ощущает ее пульсацию в чакрах. Прана переходит для ученика из разряда представлений в разряд ощущений, и после достаточного овладения медитативными позами он может идти на следующий уровень - ступень Пранаямы.
 
4.    = Пранаяма =
 
Праной называется энергия, которая пронизывает весь космос, самого человекa, всех и все, что его окружает. Все виды энергии - лишь видоизменения Праны. Упражнения в Яме, Нияме и Асанах очи­щают тело человека, приводят в действие различные центры, 6ездействующие или работающие очень вяло у не занимающихся Йогой. На  ступени Пранаямы ученик учится сознательно управлять всеми органами своих тел, которые контролируют движение Праны. Он получает возможность лечить любые болезни, становится недоступным влиянию любых существ, порабощенных несветом - людей или духов. На этом уровне еще раз проверяется сила и желание ученика отдать свою жизнь для облегчения Кармы мира. Если на уровне Ямы и Ниямы - это проверка болью и страданием, а на уровне Асан - дисциплиной, то на уровне Пранаямы - искушением практически неограниченного мо­гущества. Если ученик поддастся этому искушению, то закроет себе дальнейший путь. Если же откажется ото всех сил, сознавая, что только слившись с Правдой, он сможет правильно помогать другим, то перейдет к следующей ступени Йоги, Пратьяхаре.
 
5.    = Пратьяхара =
 
Если на ступени Пранаямы ученик направляет Прану к одной цели - слиянию с Истиной для получения возможности необходимой помощи миру, то рано или поздно в его душе отразится видимое лицо реальности - Майя. Ученик увидит красоту и совершенство всего - от самой маленькой пылинки до вселенной в целом, склонится перед своими собственными телами, которые могут управлять всем созданным миром, упадет к ногам своего Высшего "Я" добровольно давшего распять себя на кресте времени и пространства, чтобы иметь возможность помогать всем и, самое главное, он увидит, что у любого существа, каким страшным и темным оно ни казалось, причина поступков та же, что и у самого светлого из духов света; эта причина –  любовь. Ясное осознание этого дает Пратьяхара - состояние равновесия, мира и покоя в любой обстановке и в любых условиях. Слияние с красотой Майи и прек­лонение перед своим высшим "Я" дает возможность ученику ясно понять, в чем заключается работа, необходимая сейчас, которую он мог бы выполнять. После этого ученик переходит к Дхаране – сосредоточению всех способностей на получении необходимых средств для работы.
 
6.    = Дхарана =
 
До этого уровня Йоги можно находиться в миру и выполнять обычные обязанности, совмещая их с занятиями Йогой. Но с нас­туплением Дхараны нужно заниматься только упражнениями йоги около горной пещеры или в других уединённых местах. (Пред­шествующие ступени Йоги позволяют ученику жить без еды) . Это ступень Тапаса - чистого аскетизма. День и ночь, с коротки­ми промежутками для отдыха, в определенном порядке и в опреде­ленное время выполняются упражнения различных способов Йоги для достижения всеведения и всемогущества. (Истинного всемогу­щества - основанного на свободе духа, а не на ее иллюзии, как это могло быть на ступени Пранаямы). Всеведение и всемогу­щество необходимы, потому что работа» которую ученик дает обет выполнить, влияет на судьбу земли в целом или большого района а другом измерении и поэтому неизбежно противодействие этой работе духов, порабощенных нecветом, учеников, не осиливших путь, остановившихся в своем развитии и потому тоже подпавших под власть несвета, бывших ангелов света, упавших вниз из-зa ошибок, но сохранивших свои силы, многих других, кто не хочет изменения мира, так как не хочет измениться сам. (И, конечно всех людей, старающихся сохранить создавшееся положение дел). Ученик молится всемогущей энергии Кундалини, он готов умереть помогая миру.
 
7.    = Дхиана =
 
На ступени Дхианы все знающий и всемогущий ученик созерцает конкретные способы выполнения дела в настоящем, будущем и, если нужно, - в прошлом. Всеведение развертывает перед ним все варианты и он выбирает из них один - сообразуясь с любовью и, конечно, прежде всего, со свободой тех, кому собирается помочь. Нет ничего дороже свободы. Работа Йога лишь выражение общей воли тех, кому он помогает. Он только убирает препятствия с их дороги, которые они страстно желают, но не могут преодолеть. И, хотя всегда находятся, сравнительно немногие отдельные люди, чье мнение противоречит желанию подавляющего большинства, но и их, соблюдая Яму и Нияму, Йог лишь отодвигает в сторону и по­могает им потом найти счастье в новом устройстве мира.
 
8.    = Самадхи =
 
Чистый, бессмертный, ставший воплощением красоты и любви, все знающий, вечно юный, всемогущий Йог сливается с реальностью, сияющей за пределами созданного и не созданного, за пределами бы­тия и не бытия. Прошлое и будущее слиты для него в одно вечное и настоящее. ОН - вся вселенная и он же - вне всего. Йог переделывает летящую картину мира во времени и в пространстве, сам недоступный их влиянию. Он может жить в горах или в миру, на земле или в космосе, в своих телах или вне их, в любом из­мерении. У него есть все, что может подарить жизнь: абсолютное знание, всемогущая воля и абсолютная любовь. Мир, счастье, свет, блаженство переполняют его и сияют всем и каждому. Это Маха Самадхи с Викара Йогой.
 
 
 
 
II. СПОСОБЫ ЙОГИ
 
= Предварительные замечания =
 
Описанные восемь ступеней Маха-Йоги достигаются последовательной практикой слияния с различными аспектами реальности, соответствующими способами. С каждой из граней Истины можно слиться только определенным методом Йоги и никаким другим. Кроме того су­ществует последовательность в аспектах Истины. Так, например, нельзя слиться со своим высшим "Я", не слившись сначала с Майей. Поэтому заниматься различными йогами нужно тоже в определенном порядке. Поскольку занятия йогой от начала до конца занимают много жизней, то и этот порядок относится не к одной жизни ученика, а ко многим его существованиям. Научившись становиться то одной, то другой гранью Правды, ученик, в конце концов, становится од­нажды всеми ее лицами сразу, это и есть Маха-Йога: слияние с реальностью в целом. К Маха-Йоге последовательно ведут: Крийа-Йога, Хатха-Йога, Карма-Йога, Раджа-Йога, Мантра-Йога, Бхакти-Йога, Джнана-Йога, Лайя-Йога, Кундалини-Йога, Викара-Йога. Крийа-Йога начинается на ступени Ямы, Хатха-Йога - на ступени Ниямы, Карма-Йога и Раджа-йога - на ступени Асаны, Мантра-Йога и Бхакти-Йога - на ступени Пранаямы, Джнана-Йога на уровне Пратьяхары, Лайя и Кундалини-Йоги - на уровне Дхараны, Викара-Йога - на уровне Дхианы, Маха-Йога - это Самадхи. Невозможно идти на следующую ступень не освоив предыдущей, а основание всего, поддерживающее Йогу, - Крийа-Йога. Без абсолютного совершенства этого фундамента рано или поздно рухнет все здание, сколь высоко оно ни воз­неслось. Невозможно достичь Маха-Самадхи, не научившись в совершенстве каждой из Йог, но начинать нужно с Крийа-Йоги. В недостаточном внимании к ней – причины всех ошибок и тупиков, в которые, к сожалению, надолго попадают многие нетерпеливые ученики, задерживая этим других и принося миру страдание вместо помощи. И, хотя лучшим способом избежать подобных случаев было бы не заниматься другими Йогами до овладения в совершенстве Крийя-Йогой, все-таки, ниже перечислены некоторые из встречающихся ошибок.
Часто неправильно понимают слова Кришны: «То, что называется отречением и есть Йога». Йога – это действительно отречение, но не отрицающее – приводящее к гибели, а развивающее до предела всякую способность человека, а затем отказывающееся от него, чтобы выйти в область, недоступную, в принципе, этой способности. Просто отречением человек никогда не только не выйдет за пределы, но и не дойдет до него, а умрет там, где отрекся. Кроме того, ученик отрекается от использования того или иного метода познания только в новом круге явлений, продолжая пользоваться этим методом в ограниченной области, где он применим. То, что у всякого способа существует предел познания, по-видимому, не вызывает возражений, так как в здравом уме никто не пробует смотреть ушами или нюхать глазами. Всякий орган чувств воспринимает свою сторону явлений. А чтобы правильно понять что-либо в целом, использует для анализа все органы чувств. Так и в Йоге: то, что можно понять, например, чувствами, нельзя понять разумом и – наоборот. Бхакти-Йога не предполагает отречение от разума, который всегда должен стоять на контроле чувств. Тот же кто отказывается от разума ради познания чувствами, или наоборот, похож на человека, закрывающего глаза, чтобы лучше слышать. Слух, конечно, при этом действительно обостряется, но зато, почти наверняка человек ничего не видя, либо свалится в пропасть, либо налетит на ядовитое растение или животное. А подобных ситуаций на пути йоги достаточно. Если говорить конкретно, то бывает, что человек прислушивается к своим обостренным чувствам, отвергая анализ и логику. При этом он заниматься, чаще всего, даже не Бхакти-Йогой, хотя и думает, что это так, а лишь своими собственными внутренними чувствами - ясноощущением, ясновидением, яснослышанием и т.д. Небольшое частичное открытие третьего глаза вовсе не свидетельство высокого развития человека. Часто это встречается у живущих в Европе и в Америке, так называемых меди­умов. Следствием узости подобных людей являются, например, выс­казывания, что если растению или животному приятно быть в вазе или в клетке или оно довольно своей жизнью в свинарнике а потом концом на бойне, то так и должно быт, или, что пусть гибнет вся планета и все люди, раз они вполне довольны своей жизнью. И не нужно им объяснять, что именно их повседневный образ жизни ведет к катастрофе, а нужно лишь спасать немногих - давно занимающихся Йогой. Довольство или недовольство, воспринимаемое подобными людьми не может быть мерой правды. Довольство относится ко второй ступени Йоги и оно, безусловно, должно быть основано на Ахимсе и Сатье - обетах первой ступени. Поэтому довольство не может быть критерием соблюдения Ахимсы. Это, как раз, пример, когда берутся за следующую ступень (Нияму) не поняв в достаточной степени первой (Ямы). А заниматься помощью только ученикам Йоги -это все равно, что строить дома, а потом никого не пускать туда жить, чтобы их не испортили. Йога создана для помощи всем. Помощь ученикам - лишь средство. Тот же, кто ради этого сродства забывает о цели, - помощи всем - безусловно перестает быть учеником Йоги. Он может стать оккультистом, левым магом, черным братом и т.д., но только не Йогом.
Вообще в практике развития различных внутренних чувств, встречающейся в Европе и Америке, очень мало хорошего. Сказано, что смотреть надо на то, что одинаково незримо, как для внешнего, так и для внутреннего чувства. Ясновидение, яснослышание, различные телепатии, телекинезы и т.п. совершенно не обязательны для правильного развития системой Йоги. Слишком часто, даже самого доброго и искреннего человека они приводят в рабство несветлому, превращая его в слепое орудие недобра. Подобных людей с врожденными склонностями к развитию внутренних чувств не возьмут в настоящую индийскую школу Йоги (имеются в виду не физические школы), прежде чем они не согласятся на закрытие внутренних чувств. Это необходимо, иначе они не смогут правильно понять Яму и Нияму, яв­ляющихся результатами Маха-Йоги и потому недоступных суждению внутренних чувств. Возможно, не стоило бы останавливаться так долго на этом вопросе, если бы все это не вело к появлению оккультистов, цель которых - личное благополучие, а критерием истины - сила. Они используют упражнения Йоги для получения различных спо­собностей и, не задумываясь, калечат иди даже убивают людей, чем-либо им помешавших. Некоторые делают это чужими руками, думая что так избегут расплаты за нарушение Ахимсы. Ужасна мука, ко­торой им предстоит рано или поздно расплатиться за нарушения Ямы и Ниямы, но еще страшнее боль и смерть, приносимая ими окружаю­щим либо прямыми ударами, либо влиянием своего примера. Поэтому лучше закрыть внутренние чувства, пока ученик не утвердился в Яме и Нияме. Это не трусость, а необходимая предосторожность. Все сказанное не означает, что нужно недоброжелательно относиться к левым магам, оккультистам и другим, так как очень много обрушивается боли и яда на начинающего заниматься йогой и трудно, окружив себя броней холодного разума, сохранить внутри любящее сердце. Однако необходимо и то и другое. Как и везде, в Йоге успех приходит только от соединения противоположных качеств. В дан­ном случае это холод разума и жар сердца. Разум без сердца ведет к преступлениям, сердце без разума ведет к сумасшествию.
Другой ошибкой является понимание Йоги как слияния с утонченными наслаждениями, всей красотой мира. Любовь к красоте действительно одна из основ йоги (в особенности в Бхакти-Йоге), но она ничего общего не имеет с расслабляющим любованием, стремящимся уйти от всего, что ранит и причиняет боль.
Еще одна из ошибок - увлечение путешествиями по aстральному миру. Не рекомендуется выходить в астральное тело и бродить или летать по астральному миру. Пока ученик не приобрел абсолютной чистоты подобные путешествия могут привести его в разный опасные места. Остатки похоти могут привести к статуям богинь в развали­ны греческих храмов или даже к гедоникам из Мегар. Результатом будет нарушение брахмачарии, отбрасывающее ученика далеко вниз. Остатки гнева могут привести во дворец князя демонов. Результатом будет, как минимум, нарушение Ахимсы.
Нельзя также воспринимать одну из Йог в отрыве от остальных, иначе на ее основе можно вообще дойти до отрицания йоги в целом. Например, практика Ямы без стремления слиться с Истиной пос­ледующими способами Йоги приведет лишь к смерти, так как чело­век (или общество) отрекается oт обычных средств защиты и не стре­мится к приобретению, новых.
Бывает, что принимают за Самадхи какой-либо более низкий уровень. Это иногда объясняется забвением главной цели Йоги -- помощи всем.
Встречается ненависть к своему телу, как помехе в достижении Йоги. Отсюда происходит не чистый, изнуряющий аскетизм. Это тоже попытка перепрыгнуть через необходимую ступень – Хатха-Йогу. Такой ученик рано или поздно, все-таки, будет вынужден к ней обратиться.
Случается, что при чтении правил Ямы и Ниямы человеку кажется, что все их он уже выполняет и ему нечего делать в Крийя-Йоге. Это впечатление бывает у людей, которым больше всего необходимо учиться Крийя-Йоге, потому что оно появляется только, когда человек еще даже не знает, что именно в нем не хорошего, что нужно переделать. Таким людям можно обратиться за советом к тому из занимающихся Йогой, кому они верят.
Бывают ошибки, связанные с грубо материальным пониманием различных фраз, относящихся не к физическому миру. Например, когда Кришна говорил Арджуне о необходимости убийства его врагов, то он имел ввиду не людей, а такие чувства, как например, гнев, похоть, жадность, когда-то бывшими учителями людей, а теперь ведущих лишь к гибели. Часто начинающие ученики становятся мнительными и суеверными, верят в различные приметы, случайно брошенное слово и т.п. Им всегда следует помнить, что Йога – это, прежде всего, Ясность и она ничего общего не имеет с разного рода мистическим шепотом.
Встречаются люди, принявшие на веру, что все вокруг – лишь Майя – иллюзия, а сами они – единственное, вечное «Я» - Атман. А раз так, то не нужно ничего делать, поскольку «Я» уже и есть Бог. На жизнь можно смотреть лишь как на занятную игру воображения или как на объект для смеха. Такая позиция ведет лишь к смерти (здесь или в другом измерении), и никуда больше. Это пример того, что Йога рождается лишь из собственного опыта каждого, а не принятия на веру результатов опыта других.
Очень распространенной ошибкой является почитание верующими только одной из форм Бога. Особенно это относится к христианству или магометанству. Фанатизм подобного поклонения приводит не к помощи другим, а, наоборот, к порабощению духа и истреблению миллионов людей. Верующие, отвергающие другие религии и отвергающие упражнения Йоги, как основу веры, на самом деле не верят и не любят своего Бога тоже, потому что искренняя вера и любовь несовместимы с узостью и фанатизмом – признаками несвета.
Многие не понимают, как можно совместить всемогущество и милосердие Бога (или Йога для атеистов) с тем ужасом, который творился на земле и продолжается и сейчас. На это – ответ один: самое дорогое, что есть у человека, бога, духа, асура и у любого другого существа – это свобода. Перед ней склоняются все: и Йоги и Бог. Боль, ужас, пытки, ставшие обычными на земле – это результат мыслей всех людей, как живущих, так и временно находящихся в лунной сфере, как добрых так и недобрых, учеников, не выдержавших тяжести пути и ставших рабами несвета. Ни Йоги, ни Бог никогда не посягнут на свободу дел, мыслей или желаний людей, даже если это свобода убийства или желание смерти, потому, что потеря свободы, - худшая из всех смертей. Единственное, что можно здесь сделать, это объяснить, в чем правда и неправда, стараясь заинтересовать людей Истиной. И лишь иногда обстоятельства позволяют Йогам не нарушая свободы людей, вмешиваться в события, чтобы принять на себя груз Кармы, грозящей раздавить землю. Однако продолжаться до бесконечности это не может. Одно из изречений говорит: «Тот, кто знает, что нужно делать, но не делает этого, будет сметен», а например, Яма достаточно давно была объяснена в Индии и в Европе, так что сейчас вопрос ее выполнения всеми и каждым, в том числе в повседневной жизни стал вопросом жизни и смерти.
Ученик приходит к вершине Йоги следуя дороге упражнений определенного способа Йоги, но возвращается вниз уже не по ней и не к  началу, а к тому уровню Маха-Йоги, где начинается тропа следующей Йоги. А результат предыдущей Йоги навсегда остается с ним. Ученик достигает вершины освоенным способом без всяких упражнений в один момент только своей чистой волей.
Занятия настоящей Йогой - самое трудное дело на земле. Для него совершенно необходимы ясный ум, твердая воля, любящее сердце, чистые руки; а, прежде всего, искренность в желании стать настоящим Йогом, помогающим всем и каждому. Такая искрен­ность выражается в готовности скорее умереть, чем остановиться в переделывании самого себя, даже когда очередное перестраивание  кажется со значительной вероятностью ведущим к смерти.
Знать, дерзать, хотеть, и молчать; Мудрость, Воля и любовь - все эти качества, как уже говорилось, необходимы, чтобы заниматься Йогой.

Наверх