Наверх
» Поэзия - царица литературы?

Поэзия - царица литературы?

Ср, 14/01/2015 - 00:32   ► svetik-cvetik
КартинкаКак гласит английское изречение: «Проза – слова в наилучшем порядке; поэзия – это наилучшие слова в наилучшем порядке; журналистика – давно известные слова в давно известном порядке». Именно через призму последнего определения и поговорим о поэзии. Великий поэт В. Маяковский точно подметил: «Поэты – народ дошлый». Проза – для разума, поэзия – для души. Именно поэтому писательскому ремеслу можно обучить.

Разумеется, речь о тех людях, в ком присутствует хоть малая толика таланта. Нанизывать слово за словом на прозаическое ожерелье под силу многим, чего не скажешь о поэтических строфах, которые так и норовят выйти из-под рифмованного контроля и укатиться в кювет. В данном случае к поэтам очень хорошо подходит афоризм «литературного Колумба Руси» (В. Белинский) В. Жуковского: «Чем труднее пишется, тем легче читается». И в самом деле, когда мы читаем изящные воздушные поэтические строчки, то думаем: как всё просто. Но Маяковский сто раз прав, сказав: «Изводишь единого слова ради/ тысячи тонн словесной руды». Как уже сказано, писательству можно кое-как научить, но к поэтам не применишь бовуаровский постулат: «Поэтами не рождаются, поэтами становятся». Увы, поэтом можно только родиться. Если в голове человека поэтические строчки ложатся, как дорога в сельской местности, то никакие литературные курсы не помогут выложить их в стройный ряд, как шпалы на железной дороге. Как говорил о себе Пушкин, что он мыслит поэтическим строем. Яндекс.Директ Регистрация домена.RU - 99 руб.Честная цена: 99 рублей за.RU и.РФ от «Джино». Акция до 31 октября.Проверка доменаПланшет в подарокВойти через соцсетиjino.ruАдрес и телефон Проза лежит на поверхности, достаточно слегка копнуть, чтобы извлечь слова и написать рассказ. Настоящая поэзия зарождается в глубинах души и потом выплёскивается на бумагу стройными рядами звучных рифм. Конечно, можно вспомнить знаменитые ахматовские строчки: «Когда б вы знали, из какого сора/ Растут стихи, не ведая стыда». Но ведь даже эпатажные футуристы кропали свои стихи в тиши гудящих примусов. А затем уже бурно (чуть ли не до драки) выступали на поэтических вечерах. Если в прозе можно заставить себя насилием над своим интеллектом выдавать словеса на «гора», то подобный номер не пройдёт с поэзией. Поэтам требуется вдохновение. Прошла очаровательная девушка, кокетливо улыбаясь – вот поэтическая строчка и готова.

Заприметил в глубинах безоблачного неба парящего орла – и вновь рука тянется к ручке и блокноту. Плохо, если муза «уехала» в командировку, и совсем горе, если вышла на «пенсию». Тут уже тогда наступает творческая старость. А всем так хочется «золотой» осени. «Всякое искусство совершенно бесполезно», – в порыве отчаяния сказал О. Уайльд. Он прав и не прав одновременно. С точки зрения материальной выгоды и пользы, наверное, прав, но человек соткан не только из плоти, в нём присутствует и божественная душа, которая хочет творить и созидать. В противном случае на месте души образуется затхлое непроходимое болото. Можно прожить и без Искусства, и без Поэзии, и без Любви, но стоит ли? Поэт – это состояние души. Истинный поэт пишет, даже зная, что ему не заплатят ни копейки за его творческую работу. Брака по расчёту в поэзии не бывает, только по любви. Муза – дама капризная, может приласкать, а захочет – и уйдёт, не помахав ручкой. Поэзия не товар – её не оценишь маркетинговыми методами. Как сказал довольно жестковато японский писатель Акутагава: «Человеческая жизнь не стоит и строки Бодлера».

Не зря ещё Аристотель подметил, что поэзия – удел человека или одарённого, или одержимого. Что и говорить, странные эти люди – Поэты. Сложившиеся устойчивые выражения «Золотой век», «Серебряный век», применяют ко всей литературе, и всё же в большей степени это подходит именно к поэзии. От одного перечисления великих имён, творивших в эти эпохи, захватывает дух: Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Фет, Бальмонт, Брюсов, Блок, Гумилёв, Ахматова, Маяковский, Пастернак, Есенин, Цветаева. Конечно, это не весь список поэтов, внёсших весомую поэтическую лепту в золотой фонд мировой поэзии. Выражаясь современным языком – это первая линейка поэтических брендов. Перечитывая изумительные творения этих поэтов, словно пьешь родниковую воду. Непросто оседлать прыткого Пегаса, который так и норовит сбросить ездока. Ещё трудней взобраться на поэтический Эверест – на Парнас. Нелегко отыскать и Геликон, чтобы хлебнуть прекрасной живительной воды из Гиппокрены. Но в любом случае поэт не бросает своего любимого занятия. Потому что литературный зуд неизлечим, его лечат если не поэзией, то хотя бы прозой. Хотя, как заметил П. Верлен: «Всё прочее – литература». Нужно отметить, что у поэзии с её отточенными филигранными строчками есть одно огромное преимущество – красноречивая лаконичность. С известным тютчевским четверостишием, охарактеризовавшим квинтэссенцию России, не сможет тягаться прозаическое многословие. На 30-й сессии Генеральной Конференции ЮНЕСКО, проходившей в Париже в ноябре 1999 года, было принято решение каждый год 21 марта отмечать как Всемирный день поэзии.

Правда, во многих странах мира параллельно празднуют День поэзии ещё и 15 октября – в день рождения великого римского поэта Вергилия. Этот праздник по предложению американских поэтов был учреждён в 1938 году. С праздником, поэты и поэтессы, хотя если «ахматовки» возражают, то тогда с праздником вас, поэты! Знаменитые и не очень, маститые и начинающие, профессионалы и любители, «хорошие и разные», шагнувшие в бессмертие и только делающие робкие шаги по тернистой, но увлекательной дороге, ведущей к блистательному Храму Поэзии.

Наверх