Пришлось не полениться и выписать все-таки свою "коллекцию" определений, которая, тем не менее, так и не дала мне достаточно ясного понимания - главным образом, из-за противоречивости.
Итак,
БУДДХИ - это:
- - разум, интеллект, психологический аспект махата, космического разума (Рамамурти С.Мишра)
- - интеллект, рассудок, различение, суждение (Айенгар)
- - часть мозга, которая реагирует, интеллект (Вивекананда)
- - интеллект, проницательность, аспект ума, близкий к чистому сознанию (Сатьянанда)
- - «разум», «воля», «наитие», одновременно космический и индивидуальный орган духовного прозрения (Мартынов Б.В.)
- - рассудок; принадлежит к Виджнянамайя-коше (Ван Лисбет)
- - интеллект, понимание, разум (Очаповский А.П.)
Все ясно, не правда ли? Но вот дальше - хуже...
МАНАС - это:
- - сознание ума; внимание; первичный аспект мышления (Рамамурти С.Мишра)
- - индивидуальный ум, наделенный способностями для внимания, выбора и отвержения; повелитель чувств (Айенгар)
- - ум, принимающий сигналы от органов чувств (Вивекананда)
- - конечный ум, процесс мышления (Сатьянанда)
- - ум, мысленная область человеческого сознания, мыслительный орган (мозг) и его деятельность (мысль ощущающая и рассудочная) (Мартынов Б.В.)
- - ум, мыслительная способность (Очаповский А.П.)
И, в довершение ко всему,
ЧИТТА - это:
- - вещество ума; механизм восприятия (Рамамурти С.Мишра)
- - ум в полном или собирательном смысле, состоящий из трех категорий:
1. Ум, обладающий способностью внимания, выбора и отвержения;
2. Разум,состояние принятия решения, определяющее различие между вещами;
3. Эго, создающее я (Айенгар)
- - индивидуальное сознание; включает подсознательные и бессознательные слои ума; один из 24 элементов, составляющих ум; часть антах карана.
Ее функциями являются запоминание, мышление, концентрация, внимание и формирование вопросов (Сатьянанда)
- - «сознание». В йоге обозначает совокупность психических процессов (мысленные представления, ощущения, желания и пр.) (Мартынов Б.В.)
- - ум-материя, материальный ум; подсознательный разум (Очаповский А.П.)
- - мышление, орган мышления (Д.Эберт)
Ну как, все ясно, не правда ли? Тогда прочтите еще несколько цитат:
"В пруд падает камень. Удар камня приводит воду в состояние сильного колебания, которое распространяется в глубину и затем отражается назад, вверх, в форме отчетливых кругов. Представим себе, что пруд состоит из читты, или материи ума. Эта читта, приведенная в состояние колебания, соответствует манасу, или уму; более же глубокое тонкое состояние читты, в которое колебание проникло, но где реакция еще не наступила и присутствует только потенциально, называется буддхи, или интеллектом". (Капилла, философия санкхья)
"... там их (сведения) получает ум (манас) и представляет интеллекту (буддхи), который относит их к соответственным группам раньше полученных впечатлений и посылает назад ряд реакций, с которыми и наступает восприятие. Состояние ума, при котором происходит реакция, и называется буддхи, или интеллект". (Вивекананда, "Джняна-йога")
"- В чем различие между буддхи, манасом и читтой?
- Вы должны монимать, что буддхи - нечто отличное от манаса и читты, которые, действительно, часто смешиваются и в разных текстах могут обозначать разное. Буддхи - это то, что "знает, что я знаю".
- А манас и читта?
- Читта - понятие более общее, то, в чем существует манас. Ее еще можно перевести словом "психика".
- То есть, можно сказать, что читта - это субстанция, порождающая манас?
- Нет, ни в коем случае!" (Мартынов Б.В., частная беседа)
Читта включает в себя все аспекты ума, и память в том числе. Самскары заполняют почти весь объем задействованных ячеек мозга. К тому же память является основой функционирования как манаса, так и буддхи и ахамкары.
Поэтому нет ничего удивительного, что в восприятии автора память как основа читты оказалась на первом месте.
Такие понятия сложно понять абстрактно через определения. Лучше это делать через процесс как они вовлекаются во взаимоотношения человека и окружающего мира.
Сначала идет манас - это орган через который в нас входят мысли, и орган через который окружающие объекты воздействуют на индивидуальную душу (Атман)
Вот вошли они в нас. Что дальше?
Ахамкара - в проявленном мире это принцип который говорит что есть объекты вокруг, а есть Я, мое эго. Т.е. то, что выделяет нас из окружающего мира.
Потом, когда мысли вошли в нас, и мы поняли, что есть Я и есть объекты, мы начинаем оценивать, составлять концепции, понимать.
Возникает буддхи - сила, которая формирует и удерживает концепции.
Читта же есть более обобщенное понятие - индивидуальное сознание, которое включает в себя все выше перечисленное. И в которой случаются вритти.
А я разделил для себя эти понятия так:
Читта - механизм восприятия
Манас - ум, обработчик информации
Буддхи - сознание вообще, психический принцип.
Снова Вопрос - Зачем все это нам - изучать ЕИ?
В терминах создания ИИ, рассмотрим метафоры: мозг, как телевизор, принимает Божественные программы....
А если сравнить мозг не с телевизором, а с интерактивным вычислительным устройством, типа компа? Мусор на входе - мусор на выходе.
Как вы думаете, - отчего слепо-глухо-немые дети вырастают полными овощами? Оттого, что не имеют "антенны" для связи с Богом? Или проще всё - не могут наполнить свой интерактивный вычислитель данными об окружающей их среде?
Тогда лучше сравнивать мозг с навороченным мобильным телефоном, который может и музыку крутить, и в игрушки играть, и кино снимать-показывать. Но на счету которого может не быть денег. И тогда он не выполняет своей главной функции - функции связи. Владелец "телефона" - это душа. И если она не может общаться с Богом, то ей тоскливо и неуютно в этом мире.
Этот мир - чужеродный для нее.
Йоги стремясь достичь совершенства стараются максимильно оградить свои чувства от внешних раздражителей и концентрируются на душе. И когда йог находится в высшем трансовом состоянии - самадхи, то он начинает воспринимать другую реальность, не реагируя на внешние раздражители этого мира. Внешне он может выглядеть "овощем", но вести очень активную жизнь в духовном мире. Душа может жить и отдельно от тела, так же как и водитель существует отдельно от своей машины.
И если машина сломалась, это еще не значит, что сломался и водитель. Просто мы не можем воспринимать душу непосредственно, своими органами чувств, а только через ее проявления в физическом теле. Тело сковывает возможности души. Отсюда и исходит бесконечное стремление человека усовершенствовать свои органы чувств - микроскопы, телескопы, компьютеры. Это стремление души вернуться в свое исходное состояние.