Притча: — это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).
- Жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории.
(из Википедии)
Жил-был один злодей
И такой ужас он наводил на всю округу своей жестокостью, грабежами, насилием, что никто не мог с ним в этом сравняться. И управы на него не было никакой - ни в тюрьму его посадить, - не было улик, ни убить киллером, ни отравить, никакие болезни и проклятия его не брали.
Вот умирает этот злодей собственной смертью и думает - "Вот сейчас точно в ад душе моей путь лежит!"
Смотрит - ангелы его душу забирают - в рай. А он им "Эй! Вы ошиблись! Я такой злодей, что и ад для меня не наказание!" А ангелы - Это к Богу, это Его воля. Ну он к Нему - "Господи, так ли это?" - Да, раб Мой. Ты исполнял Мою волю. Сейчас столько грешников, и на столько они
отъявленные, что тот ад, что был раньше, и переполнен, и не в состоянии достойно наказать грешников. Вот теперь Я самых закоренелых - туда!
Там твои последователи и ученики им достойное наказание устроят. Вот за это послушание и исполнение Моей воли, ты рай и заслужил!"
Притча о баранах и овцах
В горах жил один Волшебник. У него было стадо, которое паслось на лугах и отдыхало в тени деревьев. Волшебник их иногда ловил для свой трапезы. Овцы это поняли и стали от него убегать. Но Волшебник все равно их ловил и убивал. Это было утомительно.
Тогда он вот что сделал - поймав овцу, Волшебник говорил ей: "Я скажу тебе один секрет - Ты - не овца. Ты волк, но в овечьей шкуре. Поэтому я тебя не трону." И отпускал овцу. Другие, увидав, что Волшебник перестал убивать овец, перестали убегать, и Волшебник ловил их и говорил: "Я скажу тебе один секрет - Ты - не овца. Ты волк, но в овечьей шкуре. Поэтому я тебя не трону - не бойся меня. И своим детям скажи это же."
После этого, когда нужно было поймать овцу, то это получалось легко, так как каждая овца думала, что Волшебник поймал овцу для своего обеда, а она - волк, и Волшебник её не тронет.
Человек подобен костру.
Подходи к нему так, чтобы дым от его огня не выел глаза твои до слсз, и огонь - не опалил лицо твое и руки, которые ты протягиваешь так, чтобы коснутся пламени. И так же как и ты согрелся у чужого огня, поддерживай и свой, чтобы путник в ночи мог придти к твоему огню и разделить с тобой тепло костра и трапезу, приготовленную на огне твоего костра, что ты ему предложишь.У тихоокеанских островитян есть религия самолетопоклонников.
Во время войны они видели, как приземляются самолеты, полные всяких хороших вещей, и они хотят, чтобы так было и теперь. Поэтому они устроили что-то вроде взлетно-посадочных полос, по сторонам их разложили костры, построили хижину, в которой сидит человек с деревяшками в форме наушников на голове и бамбуковыми палочками, торчащими как антенны - он диспетчер, - и они ждут, когда прилетят самолеты. Они делают все правильно. По форме все верно. Все выглядит так же, как и раньше, но все это не действует. Самолеты не садятся. Я называю упомянутые науки науками самолетопоклонников, потому что люди, которые ими занимаются, следуют всем внешним правилам и формам научного исследования, но упускают что-то главное, так как самолеты не приземляются».
Сыпни-ка песочку!
Рано по утру, вышел на работу машинист шагающего экскаватора, с оборудованием драглайна. Он грузил огромным ковшом песок в такие же огромные грузовики, которые вереницей подъезжали к нему. Но вот поток машин прекратился. Машинист решил перекусить. Он открыл пакет с кефиром и отламывая куски от батона тщательно жевал, запивая кефиром. Тут появился человек с тачкой и лопатой. В веселом настроении он катил свою тачку, насвистывая бодрую народную мелодию "Арлекино". И тут - увидел машиниста и пошутил:- Сыпни-ка песочку, если не жалко!!!
- Не жалко... - ответил машинист и нажал кнопку.
60 - тонный ковш раскрылся. И незадачливый шутник до вечера выкапывал свою тачку из горы песка...
МУДРЫЙ ПЕС
Подойдя к ним ближе и заметив, что они чем-то заняты и не обращают на него ровно никакого внимания, он остановился.Тут, из самой их середины, выступил большой важный кот, обвел всех взглядом и вымолвил:
-- Молитесь, братья! И когда, отринув всякие сомнения, вы станете возносить молитвы одну за другой -- истинно говорю вам, мыши тогда посыплются на вас дождем!
Заслышав такие речи, пес рассмеялся про себя и пошел прочь, бормоча:
-- До чего же слепые и глупые эти коты! Ведь сказано в Писании, и я, как и мои предки, доподлинно знаю, что в награду за молитвы, благочестие и веру с неба сыплются дождем не мыши вовсе, а кости!
Диалектика
- Перед тобой две дороги: по одной идет праведник, а по другой - грешник. За кем последуешь ты?- За праведником, конечно!
- Неверно.
- За грешником?...
- Тоже неверно.
- Так за кем же?
- Все зависит от того, куда кто идет. Если случилось так, что праведник свернул на путь греха, а грешник вышел на путь праведный, то верно будет в таком случае следовать за грешником.
у нас нет дома - весь мир - наш дом
У нас нет оружия - наш разум - наше оружие
У нас нет силы - ваш страх - вот наша сила
У нас нет друзей - истина - наш друг
У нас нет врагов - вы сами себе враги
У нас нет учителя - тишина - вот наш учитель
У нас нет желания мстить - безразличие - вот наша месть
У нас нет воли - воля моего брата - вот моя воля
У нас нет желания судить - ваши грехи - вот ваши судьи
У нас нет желания убивать - ваши страсти - вот ваши убийцы.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Именем Равновесия, остановитесь!... или умрите...
Раб свою жизнь проживает по рабски - в тоске по свободе.
Хвалит вчера, проклинает сегодня, надеясь на завтра.
Но наступает его долгожданное завтра... И что же?
Он уже хвалит все то, что вчера предавалось проклятью...
Он проклинает все то, что вчера ему было надеждой,
Снова надеясь на завтра, и завтра опять наступает...
Только раба уже нет - он вчера перебрался в могилу,
Детям своим завещая надежду на новое завтра...
Что же рабу в его жизни проклятой тогда остается,
Если вчерашнее он никогда возвратить не сумеет,
Если извечное завтра несчастный увидеть не сможет?
Только одно - утолить свою жажду свободы сегодня!
Однажды проводили научный эксперимент.
Посадили лягушку в кастрюлю с горячей водой.
И что ж вы думаете, - правильно! лягушка тут же выскочила, и осталась жива.
Затем посадили лягушку в кастрюлю с холодной водой и стали очень медленно нагревать.
На этот раз лягушка не заметила опасного момента повышения температуры и - сварилась!
Научная Притча.
Восточная притча "Счастье моё в хвосте"
Большой пёс, увидев щенка, гоняющегося за своим хвостом, спросил:
— Что ты так гоняешься за хвостом?
— Я изучил философию, — ответил щенок, — я решил проблемы мироздания, которые не решила ни одна собака до меня; я узнал, что лучшее для собаки — это счастье и что счастье моё в хвосте, поэтому я гоняюсь за ним, а когда поймаю, он будет мой.
— Сынок, — сказал пес, — я тоже интересовался мировыми проблемами и составил своё мнение об этом. Я тоже понял, что счастье прекрасно для собаки и что счастье моё в хвосте, но я заметил, что куда бы я ни пошёл, что бы ни делал, он следует за мной.
Буддистская притча "Дом, где никто не умирал"
Женщина пришла к Будде. У нее умер ребенок, она стояла и плакала. Муж ее умер давно. Ребенок был ее единственной радостью, ее любовью и жизнью. Будда мягко улыбнулся и сказал ей: — Пойди в город и спроси немного горчичных зерен в доме, где никто не умирал. Потом придешь ко мне, я тебе помогу.
Женщина ушла. Она заходила в каждый дом. И куда бы она ни приходила, ей говорили: "Мы можем дать тебе сколько угодно горчичных зерен, но в нашем доме умирали многие".
Таким образом она ходила весь день. Ее предупреждали, что таких домов нет, но она надеялась.
К вечеру великое понимание пришло к ней. Она поняла, что смерть — это часть жизни, это не что-то личное. С этим пониманием она пришла к Будде.
Он спросил:
— Где горчичные зерна? Она улыбнулась и сказала:
— Посвяти меня, я бы хотела познать То, что никогда не умирает.
Восточная притча "Если у тебя есть капелька ума"
Однажды Молла насобирал хворост, навьючил на осла и пошёл домой, погоняя осла. По дороге ему пришла мысль проверить сухой ли хворост. Он разжёг фитиль, поднёс к хворосту, тот как назло вспыхнул как факел. Осёл с испугу дал такого стрекача, что Молла не мог его догнать. Молла, уставший от погони, крикнул вслед ослу:— Если у тебя есть капелька ума — беги к реке!
Еврейская притча "Стоит только добавить немного серебра"
— Ребе, я не понимаю: приходишь к бедняку — он приветлив и помогает, как может. Приходишь к богачу — он никого не видит. Неужели это только из-за денег?— Выгляни в окно. Что ты видишь?
— Женщину с ребёнком, повозку, едущую на базар…
— Хорошо. А теперь посмотри в зеркало. Что ты там видишь?
— Ну, что я могу там видеть? Только себя самого.
— Так вот: окно из стекла и зеркало из стекла. Стоит только добавить немного серебра — и уже видишь только себя.
Суфийская притча "Хрупкие вещи"
Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый суфий. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие. Однажды родители не выдержали и пришли к нему:— Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
— Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся суфий, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?
Восточная притча "А что за этой чёрной дверью?"
Жил-был один очень мудрый король. Его собственный премьер-министр совершил предательство: он передал какие-то секреты в соседнюю страну, неприятелю. Премьер-министр был пойман с поличным. За это было только одно наказание — смерть. Но старый король всегда любил этого человека. Он был приговорён к смерти, но король дал ему шанс. В последний день он созвал весь свой суд. С одной стороны было оружие, готовое убить преступника, а с другой стороны была чёрная дверь. И король сказал:— Ты можешь выбирать: или смерть — ты приговорён к смерти, — или чёрная дверь. Ты можешь сам принять решение.
Премьер-министр спросил:
— А что за этой чёрной дверью?
Король ответил:
— Это неизвестно. Никто не знает этого, потому что никто не выбирал этого раньше. Во времена моего отца, во времена моего деда много раз предоставлялась такая возможность, но никто не воспользовался ею, поэтому никто и не знает. Это неизвестно никому; даже я этого не знаю. У меня есть ключ, но когда мой отец умирал, он сказал мне: «Я могу открыть дверь, но если ты войдёшь в неё, я закрою её за тобой. Ты не должен заглядывать в неё». Но ты можешь посмотреть, что там, потому что ты можешь выбирать. Ты можешь выяснить, что там находится. Ты имеешь право выбора.
Премьер-министр долго размышлял и выбрал смерть. Он сказал:
— Убей меня. Я не хочу идти за эту чёрную дверь.
Премьер-министр был убит. Королева была очень любопытной. Она стала настаивать на том, чтобы король каким-то образом посмотрел, что там за дверью. Король рассмеялся. Он сказал:
— Я знаю — за ней ничего нет. Это просто свобода; за ней нет даже никакого помещения. Эта дверь открывается в широкий мир. Там нет ничего, но этого ещё никто не выбирал.
Вместо неизвестного люди выбирают смерть. Вместо неизвестного люди даже выбирают страдание. Неизвестное кажется им ещё более опасным, чем сама смерть. А свобода — это дверь в неизвестное. Свобода означает движение в неизвестное без знания того, куда идёшь, без знания того, что случится в следующий момент. Это чёрная дверь. Очень редко Иисус или Будда выбирают дверь; все остальные выбирают смерть.
Восточная притча "На ком жениться?"
Однажды к Хинг Ши пришёл молодой человек, собиравшийся жениться и спросил:- Учитель, я хочу жениться, но неприменно только на девственнице. Скажи, я поступаю мудро?
Учитель спросил:
- А почему именно на девственнице?
- Так я буду уверен, что моя жена добродетельна.
Тогда учитель поднялся и принёс два яблока – одно целое, а второе надкушенное. И предложил юноше их попробовать.
Тот взял целое, надкусил его – яблоко оказалось гнилым. Тогда он взял надкушенное, откусил, но и надкушенное яблоко было гнилым. В недоумении юноша спросил:
- Так как же мне нужно выбирать жену?
- Сердцем, - ответил Учитель.
Восточная притча "Некий король и мудрый Бахауддин Накшбанди"
Некий король однажды пришёл к мудрому Бахауддину Накшбанди, "Мастеру узора" и сел, наблюдая за собранием его учеников. После, когда они сели ужинать Король сказал:— О, Учитель Вечности! Я заметил, что во время занятий твои ученики сидят полукруглыми рядами, так же как и мои придворные. Есть ли в этом какой-то знак?
Бахауддин отвечал:
— О Повелитель Мира! Скажи мне скорей, как сидят твои придворные, и я смогу рассказать в таком ли порядке сидят Искатели.
— В первом круге, сидят те, к которым я чувствую особое расположение, — поэтому они ближе всех. Дальше сидят важные и могущественные люди королевства и послы. В самом конце сидят меньшие мира сего.
— В таком случае, — сказал Шах Бахауддин, — мы делим людей по разным признакам. Те, что сидят ближе ко мне, глухи, так они могут слышать. Средняя группа состоит из невежественных, так что они могут сосредоточиться на Учении. Дальше всех сидят Просветлённые, для которых близость такого рода не важна.
Философская притча "Окно в мир"
В больнице в одной палате лежали два тяжело больных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.— Что там видно в окне? — как-то спросил тот, что лежал у двери.
— О! — оживился первый. — Я вижу небо, облака, напоминающие зверюшек, озеро и лес вдалеке.
Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном. Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, юных любовников, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.
В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. «Это несправедливо, — думал он. — За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу лицезреть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна?»
Однажды, лежащий у окна сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля. Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал.
Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели.
Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери. Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:
— Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна?
Медсестра печально улыбнулась:
— Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.
Восточная притча "Насреддин и мудрецы"
Философы, логики и знатоки закона были призваны ко двору, чтобы проэкзаменовать Насреддина. Случай был серьезный, так как Насреддину приписывалось, что он ходил из деревни в деревню и говорил следующеие слова: "Так называемые мудрецы — люди невежественные, нерешительные и бестолковые."Он обвинялся в подрыве государственной безопасности.— Можешь говорить первым, — сказал Король.
— Пусть принесут бумагу и перья, — сказал Мулла.
Принесли.
— Дайте их семи первым ученым.
Раздали.
— Пусть каждый из них отдельно напишет ответ на такой вопрос: «Что такое хлеб?»
Ученые написали.
Бумаги были вручены Королю, который зачитал их.
Первый сказал: — "Хлеб — это пища."
Второй сказал: — "Это мука и вода."
Третий: — "Дар Господа Бога."
Четвертый: — "Испеченное тесто."
Пятый: — " Изменчивое понятие, находиться в согласии с тем, что вы подразумеваете под словом хлеб."
Шестой: — "Питательное вещество."
Седьмой: — "Никто, в действительности, не знает."
— Когда они решат, что такое хлеб, — сказал Насреддин, — для них возможно будет разрешить и другие проблемы. Например: прав я или неправ. Можете ли вы доверить дела по оценке и суждениям людям, подобным этим? Разве не странно (а может, и не странно), что они не могут согласиться относительно того, что они едят каждый день. И, тем не менее, они единодушно считают меня еретиком?
Восточная притча "Как Мастер проверял своих учеников"
Пришло время Мастеру проверять своих учеников. Он позвал троих, взял белый лист бумаги, капнул на него чернила и спросил:— Что вы видите?
Первый ответил: «Чёрное пятно». Второй: «Кляксу». Третий: «Чернила».
Монах заплакал и ушёл в свою келью. Позже ученики спросили:
— Почему Вы плакали?
Монах сказал:
— Никто из вас не увидел белого листа.
Восточная притча "О потакании чьим-то желаниям или вкусам"
Беседуя с отшельником, купец утверждал, что, благодаря богатству, он избавлен от необходимости потакать чьим-то желаниям или вкусам.- Вот как! - воскликнул тот. - Ну, а когда ты сего дня выбирал место для стоянки своего каравана, что было важнее: красота местности или наличие корма для вьючных животных?
- Ясное дело, изобилие трав решило мой выбор, - ответил купец.
- Выходит, хоть ты и богат, а живёшь так, чтобы скоту было по вкусу, - засмеялся отшельник.
Дзенская притча "Не в деньгах счастье?"
Ученик спросил Мастера:— Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?
Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум. И то, что названо, не исчерпывает список.
Христианская притча "Семена"
Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.— Господи! Это Ты? — воскликнула она с радостью.
— Да, это Я, — ответил Бог.
— А что у Тебя можно купить? — спросила женщина.
— У меня можно купить всё, — прозвучал ответ.
— В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.
Бог доброжелательно улыбнулся и ушёл в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.
— И это всё?! — воскликнула удивлённая и разочарованная женщина.
— Да, это всё, — ответил Бог. — Разве ты не знала, что в моём магазине продаются только семена?
Буддистская притча "Как помочь?"
Человек пришел к Будде и сказал: — Я очень богат, у меня нет детей, моя жена умерла. Я хотел бы сделать какую-нибудь работу для заслуги. Что я могу сделать для бедных и униженных? Только скажите мне, что я должен делать?Услышав это, Будда стал очень печален и слеза скатилась по его щеке.
Человек был озадачен такой реакцией. Он спросил:
— В твоих глазах слезы? Ты вдруг опечалился, почему?
Будда ответил:
— К сожалению, ты не сможешь никому помочь до тех пор, пока не поможешь себе. Твой основной "металл" еще не стал золотом, ты не можешь сделать ничего сострадательного, ибо твои энергии в самом низу. Ты хочешь помочь людям, но в тебе еще недостаточно осознанности. Ты не имеешь подлинного центра, откуда может струиться сострадание.
Восточная притча "Бабочка в руках"
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Суфийская притча "Сын моего отца, но не мой брат"
Суфий спросил человека, пришедшего проситься к нему в ученики:— Если я говорю: "сын моего отца, но не мой брат", кого я имею в виду?
Тот думал, но не смог ответить.
Суфий сказал ему:
— Я имею в виду себя, конечно! — и мягко добавил. — А теперь возвращайся в свою деревню и забудь о том, что хотел стать моим учеником.
Человек вернулся домой, и его спросили, чему он научился.
— Если я говорю: "сын моего отца, но не мой брат", кого я имею в виду?
— Себя самого, — хором сказали односельчане.
— Не-е-е-т!, — торжествующе отвечал он, — "сын моего отца" — это суфий из соседнего города. Он сам мне это сказал!
Тибетская притча "Учение о Луне"
На горе около пещеры стоят два человека монах и крестьянин.- Чему ты улыбаешься? - спрашивает один другого.
- Да вот, любуюсь Луной.
- Чем любуешься?
- Луной, - монах показывает на Луну пальцем, но его собеседник даже не поднимает головы.
- Какой Луной? - спрашивает крестьянин
- Да вот же она, - удивляется монах, - прямо перед вами, желтая такая.
- Желтая?! Надо кому-нибудь рассказать. Через полчаса вокруг первого монаха собирается толпа.
- О, Гуру, расскажи нам о Луне, - робко просит делегат от толпы.
- Что тут рассказывать? Поднимите головы и все увидите сами.
Кто-то, не отрывая от монах преданных глаз, торопливо царапает на свитке :"Стоит лишь поднять голову - и взору откроется Луна, желтый круг на фоне черного неба..."
- Ты чего это пишешь?- настороженно спрашивает монах
- Кто-то должен сохранить учение для потомков, а если не я, то кто?
- Какое учение?! ПРОСТО ПОДЫМИ ГОЛОВУ!!!
"Поднять голову - не сложно, а просто..." - вновь начинает строчить крестьянин, но монах бьет его снизу кулаком в подбородок и перед глазами пишущего мелькает желтое пятно.
- Что это было, Учитель???
- Луна.
- Боже, я увидел Луну. Я увидел Луну! Луну!!!
- Он увидел Луну, - волнуется толпа и начинает водить вокруг потирающего подбородок луновидца хоровод. монах, между тем, машет на все это дело рукой и уходит прочь, любуясь полнолунием.
Через две тысячи лет кто-то читает "лунную тантру" и тяжело вздыхает: "А толку-то,- думает он. - В те времена Гуру был рядом и всегда мог вовремя подсказать тебе нужный момент. Некоторые, правда, утверждают, что одной книги достаточно и что они собственными глазами видят Луну каждую ночь, но кому можно верить им в наше время?
Еврейская притча "Бог не нуждается в советах реба Зуси"
Ребе Зусе надо было отдать долг к утру, а денег не было. Ученики заволновались, откуда добыть денег, а ребе был спокоен. Он взял лист бумаги и написал двадцать пять способов, которыми могут прийти деньги. И на отдельной бумажке еще двадцать шестой. Наутро деньги откуда-то пришли. Тогда ученики прочитали весь список из двадцати пяти возможных способов, но в нем не оказалось того случая, благодаря которому пришли деньги. Тогда ребе Зуся открыл отдельную бумажку - там написано: Бог не нуждается в советах реба Зуси.Христианская притча "Следы на песке"
Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа. Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
— Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?
Господь отвечал:
— Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках.
Восточная притча "Если бы не он"
У одного мальчика умерли родители и взял его на воспитание дальний родственник. Человек этот был злой. За малейшую оплошность жестоко бил мальца. Мальчишка не выдержал и убежал. Долго скитался, бродяжничал, воровал и однажды ночевал у дверей школы воинских исскуств. Его заметил старый учитель и приютил. Взамен крова и еды, мальчик делал всю грязную работу по дому. Видя усердие и исполнительность, учитель стал обучать сироту. Со временем, мальчик вырос и стал прекрасным фехтовальщиком на мечах и наследником той самой школы.И вот, будучи уже пожилым человеком, он как то раз путешествовал со своими учениками. Заехав в селение, увидел на пороге одного из домов дряхлого старика, который плёл корзину из прутьев. Он подозвал своих спутников и сказал:
- Помните я рассказывал вам историю своей жизни? Так вон тот старик, это и есть мой дядя, от которого я убежал.
Ученики схватились за мечи с намерением зарубить этого человека, но мастер меча остановил их.
- Что вы! Что вы! Это тот человек которому я очень обязан в своей жизни. Если бы не он, то я бы не стал тем кто я есть!
Дзенская притча "Японский учитель Дзен и унивеpситетский пpофессоp"
Hан-ин, японский учитель Дзен, пpинимал у себя унивеpситетского пpофессоpа, пpишедшего узнать, что такое Дзен. Hан-ин пpигласил его к чаю. Он налил гостю чашку довеpху и пpодолжал лить дальше. Пpофессоp следил за тем, как пеpеполнялась чашка, и, наконец, не выдеpжал: "Она же пеpеполнена. Больше уже не войдет!""Так же как эта чашка, - сказал Hан-ин, - Вы полны Ваших собственных мнений и pазмышлений. Как я смогу показать Вам Дзен, если Вы сначала не опустошили свою чашку?"
Восточная притча "Мулла Насреддин о сыре"
Как-то раз Мулла Насреддин говорит своей жене:— Пойди и принеси немного сыра. Он укрепляет желудок и возбуждает аппетит.
— У нас дома нет сыра, — ответила жена.
— Вот и хорошо, сыр расстраивает желудок и расслабляет дёсны, — сказал Мулла.
Жена с удивлением спросила:
— Какое же из этих двух противоположных суждений правильное?
— Если в доме есть сыр, то первое, если нет — второе, — ответил Насреддин.
Суфийская притча "Поспешность и запоздание"
У Дервиша спросили:- Почтенный! Ответь, почему поспешность порицают менее, чем запоздание?
- Друг мой! Нет в поспешности и запоздании равенства, - ответил Дервиш.
Если поспешность заключает в себе находчивость, то она стоит больше, чем запоздание. Запоздание соединено лишь со смертью. То, что слишком рано - подлежит суду, но то, что слишком поздно - уже осуждено.
Восточная притча "Кому ты веришь больше, мне или ослу?"
К Насреддину пришел сосед и попросил одолжить ему осла. "Я уже одолжил его другому", - сказал мулла. В это время из стойла послышался ослиный рев."Но я же слышу, как он ревет там", - сказал сосед.
"Кому ты веришь больше, мне или ослу?" - сказал Насреддин.
Восточная притча "Насреддин дал сыну кувшин"
Насреддин дал сыну кувшин, приказал ему принести воды из ручья и залепил ему затрещину. "Это чтобы ты не разбил его!" - крикнул он.Прохожий спросил: "Как можно бить того, кто не сделал ничего плохого?"
Насреддин ответил: "А ты, наверное, хочешь, чтобы я ударил его после того, как он разобьет кувшин, когда и вода и кувшин пропадут? С помощью моего метода мальчик все запомнит, а сосуд и его содержимое останутся целыми".
Восточная притча "Насреддин и скряга"
Как-то раз жена начала упрекать муллу за его бедность. "Если ты религиозный человек, - говорила она, - ты должен попросить денег в молитве. Раз религия - твое занятие, ты, как и все, должен получать за это деньги". - "Хорошо, я так и сделаю", - сказал Насреддин. Он вышел в сад и изо всех сил закричал: "О, Господь! Все эти годы я служил тебе безо всякого вознаграждения. Теперь моя жена говорит, что мне следует заплатить. Могу ли я получить сразу сто золотых за свою службу? "В этот момент скряга, живший рядом с Насреддином, находился на крыше своего дома, пересчитывая свои сокровища. Желая посмеяться над Насреддином, он кинул ему сверху кошелек, в котором было ровно сто золотых динаров."Спасибо", - сказал Насреддин и поспешил в дом. Там он показал деньги жене, на которую их вид произвел большое впечатление. "Прости меня, - сказала она, - я никогда по-настоящему не верила, что ты святой, но теперь я в этом убедилась".
В течение последующих дней сосед наблюдал, как в доме муллы появляются роскошные веши, и его начало одолевать беспокойство. Наконец, он решил поговорить с самим Насреддином.
"Знай, друг, что я святой. Чего ты хочешь?" - сказал мулла.
"Я хочу вернуть назад свои деньги, это я кинул тебе кошелек, а не бог".
"Ты мог быть только исполнителем, но о золоте я просил Бога, я не тебя".
Скряга вышел из себя: "Сейчас мы пойдем к судье, а там разберемся, что к чему".
Насреддин согласился. Когда они вышли на улицу, он сказал скупцу: "Я одет в лохмотья, и если судья увидит меня в таком виде, внешняя разница между нами может склонить его решение на твою сторону".
"Хорошо, - проворчал скупец, - надевай мой халат, а я надену твой".
Через несколько шагов Насреддин сказал: "Ты едешь верхом, а я иду. Если мы так и придем в суд, судья подумает, что дело надо решать в твою пользу".
"Я и так знаю, кто выиграет дело независимо от внешнего вида. Садись на моего коня!"
Насреддин сел в седло, а сосед пошел сзади. Когда подошла их очередь, скряга все рассказал судье. "А что ты можешь сказать об этом?" - спросил судья. "Ваша честь, этот человек скуп, а кроме того, он постоянно страдает от галлюцинаций. Он просто вообразил, что деньги дал мне именно он. В действительности же они были посланы свыше, а ему только померещилось, что дал их он".
" А как ты можешь доказать это?"
"Нет ничего проще. Его сумасшествие проявляется в том, что он считает, что все принадлежит ему, когда на самом деле это совсем не так. Вот, например, спросите его, кому принадлежит этот халат..."
- Насреддин замолчал, указывая на свой новый халат.
"Это мой халат", - закричал скряга.
"А теперь спросите его, на чьем коне я приехал сюда в суд..."
- продолжал Насреддин. - продолжал Насреддин.
"Ты приехал на моем коне", - завопил истец.
"Вопрос исчерпан", - сказал судья".
Омар Хайям "В обители и келье"
В обители и келье, монастыре и синагоге
Одни страшатся ада, другие мечтают о рае,
Но в сердцах у тех, кто постиг божественные тайны,
Нет места таким фантазиям.
Восточная притча "Однажды к Насреддину пришли несколько будущих учеников"
Однажды к Насреддину пришли несколько будущих учеников и попросили его прочитать им лекцию. Хорошо, - сказал он, - следуйте за мной в лекционный зал".Повинуясь приказу, все выстроились в цепочку и пошли за Насреддином, сидевшим задом наперед на своем осле. Сначала молодые люди были несколько смущены этим обстоятельством, но потом вспомнили, что они не должны подвергать сомнению даже самые невероятные поступки учителя. Однако в конце концов они уже не могли сносить насмешки обычных прохожих.
Почувствовав их неловкость, мулла остановился и посмотрел на них. Самый смелый из них подошел к Насреддину: "Мулла, нам не совсем ясно, почему ты сидишь на осле задом наперед?"
"Это очень просто, - сказал Насреддин. - Видите ли, если бы вы шли впереди меня, это было бы неуважением ко мне, а если бы я ехал спиной к вам, это было бы неуважением к вам. Т. о., это единственно возможный компромисс".
Восточная притча "Я отгоняю тигров"
Насреддин пригоршнями разбрасывал хлеб вокруг своего дома. Кто-то спросил его:"Что ты делаешь?"
"Отгоняю тигров".
"Но вокруг нет никаких тигров!"
"Вот именно. Эффективно, не правда ли?"
Восточная притча "Насреддин копал в степи ямы"
Насреддин копал в степи ямы. Прохожий спросил его:— Что ты тут делаешь?
— Да зарыл в этой степи деньги, — отвечал Насреддин, — но, как ни бьюсь, не могу найти.
— А ты не оставил каких-нибудь примет? — спросил прохожий.
— А как же! — ответил Насреддин. — Когда я зарывал деньги, в том месте была тень от облака, но теперь ни облака нет, ни тени.
Восточная притча "Жил некогда Волшебник"
Жил некогда Волшебник, который построил себе дом на краю большой и богатой деревни. Однажды он пригласил всех жителей деревни к себе на ужин.— Но прежде чем мы поедим, — сказал он, — я хотел бы вас немного поразвлекать.И Волшебник показал первоклассное шоу с кроликами из шляпы, флагами, появляющимися ниоткуда, и удивительными превращениями вещей. Жители деревни были в восторге. Тогда он спросил:
— Хотите теперь поесть или еще поразвлечься?
Жители были единодушны: они никогда еще не видели таких изумительных фокусов.
Тогда Волшебник превратился в голубя, затем в ястреба, а затем в дракона. Зрители были на пике восторга. И он спросил их снова, и они хотели еще чудес.
Они получили, чего хотели.
Затем он спросил, хотят ли они есть, и они хотели.
Тогда Волшебник заставил их думать, что они едят, при помощи магических трюков отвлекая их внимание.
Воображаемый пир и развлечения продолжались всю ночь. Когда взошло солнце, некоторые сказали: "Нам пора идти на работу". Тогда Волшебник внушил им, что они пошли на работу, работали и снова вернулись к нему. Так происходило всегда, когда кто-то из них говорил, что ему надо куда-то идти и что-то делать.
Наконец он прибрал к рукам всех жителей, и они работали только на него, хотя думали, что живут своей обычной жизнью. Когда они выказывали недовольство, он внушал им, что они у него дома, на ужине, и они успокаивались.
Что же случилось с Волшебником и жителями, в конце концов?
Я не могу вам сказать, потому что все, что здесь описано, продолжается и по сегодняшний день.
Еврейская притча "Книга хасидского Мастера"
У одного хасидского Мастера всегда лежала рядом книга. И он никому не разрешал заглядывать в неё. Когда никого не было поблизости, он закрывал окна и двери, и люди думали: «Теперь он читает». А когда кто-то приходил, он бережно отставлял книгу подальше. Он запрещал даже касаться её! И конечно, все сгорали от интереса. Когда Мастер умер, первое, что сделали его ученики, — ведь никто уже не мог запретить им, — они бросились к таинственной книге; она, должно быть, содержала нечто значительное. Но, открыв её, они очень разочаровались. Лишь на первой странице было что-то написано, остальные же были совершенно пусты.На первой странице было написано лишь одно предложение:
«Когда вы способны стереть различие между оболочкой и содержимым — вы становитесь мудрым».
Восточная притча "Однажды случилась засуха"
Рассказывают, что в месте, именуемом Каср аль-Арифин, однажды случилась засуха. И люди пришли к Мастеру Бахааддину Накшбанду, прося его помолиться о дожде. И он вывел их на улицу и повел их по улице, и водил их по улицам, пока не нашел женщину, которая нянчила младенца на своих руках. "Я молю тебя, накорми свое дитя!" - сказал Мастер. "Я сама знаю, когда кормить, и когда не кормить его" - сказала женщина, - "потому что это мой ребенок! Зачем ты лезешь в дело, в котором ты ничего не понимаешь?" Бахааддин велел записать слова женщины и прочесть их публично.Суфийская притча "Откровение свыше"
Однажды к Мастеру суфию пришел человек и попросил разрешения учиться у него."Хорошо", - сказал Мастер, - "но что побудило Вас к этому? Может быть, Вам был знак? Какое-то откровение свыше?"
"Нет, не было никакого знака", - ответил человек. - "Я просто хочу учиться у Вас".
Мастер сказал: "Тогда выйдите на улицу и постойте там полчаса. Может быть, Вам явится знак."
Человек вышел на улицу. Шел дождь, и он быстро промок до нитки. Прохожие жались под стены, с удивлением наблюдая странного незнакомца, который стоял посреди улицы в дождь, словно не было у него занятия лучше.
Через полчаса, когда от злости и разочарования человек уже начал закипать, Мастер позвал его внутрь и спросил: "Ну, как? Было Вам откровение?"
"Какое откровение!" - сердито закричал человек. - "Я просто стоял на улице и мок, как дурак!"
"Почему же Вы говорите, что Вам не было откровения?" - спросил Мастер. - "Вы поняли, что Вы - дурак. Этого достаточно; мы можем начинать занятия
Худжвири "Дервиши"
“Дервиши" это термин, указывающий на священную нищету: "нищий это не тот, в чьей руке нет пропитания, а тот, чья природа лишена желаний".Дзенская притча "Два монаха были заядлыми курильщиками"
Два монаха были такими заядлыми курильщиками, что это мешало им медитировать. Они обсудили между собой эту проблему и, поскольку не пришли к определенному заключению, решили обратиться к своим наставникам. На следующий день они встретились и рассказали друг другу, что произошло.“Мой учитель очень рассердился, что я посмел обратиться к нему с таким вопросом”, — сказал один монах.
“Вот это да! — воскликнул другой. — А мой наставник, когда я спросил, можно ли мне молиться, когда я курю, ответил: “Конечно, сын мой!” — “А ты как спросил?”
— “Я спросил, можно ли мне курить, когда я молюсь...”.
Восточная притча "Разве мы пришли на этот свет рубашки стирать?"
Мулла Насреддин не обращал внимания на чистоту своей одежды. Однажды прохожий, увидев, что у того рубашка заскорузла от грязи, сказал:— Послушай, святой отец, ты бы выстирал свою рубашку!
— Но ведь она снова загрязнится, не так ли? — заметил, смеясь, Насреддин.
— А ты снова выстирай!
— Опять запачкается!
— Ещё раз выстираешь.
— Помилуй, Господи! Разве мы пришли на этот свет рубашки стирать?..
Восточная притча "Ты должен понимать аллегории"
Насреддин находился в кругу своих учеников, когда один из них спросил его о взаимосвязанности этого мира с вещами, относящимися к другому измерению. Насреддин сказал: "Ты должен понимать аллегории". Ученик сказал: "Покажи мне что-нибудь практически - например, райское яблоко".Насреддин поднял яблоко и дал этому человеку. Тот сказал: "Но это яблоко наполовину гнилое, а небесное яблоко непременно было бы совершенным". "Небесное яблоко действительно должно быть совершенным, - ответил Насреддин, - но, учитывая твои нынешние способности вообще и способность судить о небесном яблоке в частности, а также то, что ты, как и все мы, находишься сейчас в этом обиталище разложения, можешь считать, что ты все равно не увидел бы райское яблоко в ином виде.Еврейская притча "Хороший игрок в крадкет"
Однажды к учителю Шейеру пришли три ученика. Они спорили о том, как так вышло, что Бернард Шейер всегда побеждает в турнире по крадкету.Один считал, что дело в том, что Шейер очень опытен и поэтому выигрывает.
Другой - что Шейер знаком с судьями и они ему помогают.
Третий - что учитель необыкновенно везуч.
Бернард Шейер поморщился, как от зубной боли и неохотно сказал своим ученикам:
- Хороший игрок в крадкет не задает вопросов. Хороший игрок в крадкет не стремится победить. Хороший игрок в крадкет просто хорошо играет.
- ААА, - сказал первый, - так все дело в том, что надо просто набраться терпения и тогда со временем научишься выигрывать!
- Ха! - усмехнулся второй, - значит не только судьи, но и все остальные игроки тоже подыгрывают Вам, учитель...
- Ну так я и думал, - промямлил третий. - Мне никогда не удастся выиграть, мне не везет.
Учитель закрыл глаза и тяжело вздохнул.