Поклоняюсь Учителю!
Практикующий Дзогчен должне обладать ясным, точным присутствием и осознанностью.
Познание своего собственного ума и управление им с помощью осознанности.
Понимание истинного смысла.
Ум создает все! Ум основа всего. Ум - это сущность Просветления.
Чистое Просветление осуществляет наш собственный ум, в его очищенном состоянии.
Чистое и нечистое видение.
Сущность ума, истинная природа нашего ума, изначально совершенно чиста.
Поскольку чистый ум временно омрачен неведением, не происходит самоузнавания своего собственного Состояния. Из-за такого отсутствия возникают иллюзорные мысли и порожденные страстями деяния. Неузнавание своего собственного Состояния - вот причина перерождения, и вследствие этой причины человек становится рабом иллюзий и отвлечения. Зависимость от ума порождает стойкую привычку к иллюзорным действиям.
Чистая Пробужденность: пробуждение, не появится откуда-то извне. Если вы узнаете свое собственное, неотъемлемое от вас состояние как изначально чистое и только временно затемненное омрачениями и не отвлекаясь, сохраняете присутствие этого узнавания, то все нечистое исчезает. Такова сущность Пути.
Тогда проявляется неотъемлемое качество великой первичной чистоты изначального состояния, вы распознаете его и осваиваете как живое переживание.
Переживание конкретного знания подлинного изначального состояния, или истинного осознавания Состояния.
Иллюзорное видение, присущее уму. В результате особых кармических причин у живых существ проявляется разное иллюзорное видение.
Принятие решения вступить на путь практики. В этот момент, собрав все свое внимание и решимость, необходимо, не отвлекаясь, сохранять непрерывно присутствующую осознанность.
Если мы хотим, чтобы исчезли все страдания и препятствия, возникающие от наших неблагих деяний, то должны отсечь корень ума, который их создает.
Когда ум остается в своем естественном состоянии - путь к полному освобождению.
Если вы не сохраняете постоянного присутствия и позволяете себе отвлекаться, то вряд ли когда-нибудь освободитесь... Если же вы не допускаете невнимательности, не подпадаете под власть иллюзий, но владете собой, умея постоянно пребывать в истинном Состоянии с присутствием осознанности, то объединяте в себе сущность всех Учений, корень всех Путей.
Не-отвлечение - это корень Путей и главный принцип практики.
Путь постоянного присутствия, следование этому пути и пробуждение.
Непрерывное пребывание в присутствии истинного Состояния есть сущность всех путей, корень всякой медитации, итог любой духовной практики. Необходимо стремиться, не отвлекаясь, сохранять полное присутствие.
Не следовать мыслям о прошлом, не ожидать будущего, не следовать за иллюзорными мыслями, возникающими в настоящем, но обратившись внутрь себя, наблюдать свое истинное состояние и сохранять его осознавание как оно есть, без каких-либо умозрительных ограничений "трех времен".
Пребывание в неисправленных условиях своего естественного состояния, свободного от нечистоты оценок...
Исконное состояние Великого Совершенства находится поистине вне ограниченных представлений о "трех временах". Иметь эту осознанность и пережить узнавание своего собственного Состояния; поэтому важно не позволять себе отвлекаться мыслями "трех времен"
........................................................................................................................................................
Вольный перевод Сергей Зайцев.
http://www.kunphenling.ru/Mirror.php
Осознанность. Осознание. Зарождение осознанности. Получение знания (разъяснения, предостережения, примеры) и осознания причин-следствий.
Действительность. Знание без осознанности. Не придание значение знанию или сомнение в нем. Наличие осознанности. Знание, как защита. Средство защиты. Принципы и основа закона, осознанности. Действия по неведению и по не осознанности.
Присутствие. Обладать осознанностью. Знание. Постоянное присутствие внимания. Не отвлечение. Осознанность сопровождаемая присутствием. Осознанное присутствие. Наличие осознанности. Иметь осознанность, неотделимо связанную с постоянным присутствием. Возможность возникновения понимания. Понимать (разглядеть) свое и осознать. Обнаружить.
Обладать присутствием осознанности. Преодоление ограниченности и препятствий. Возникновение понимания, присутствия осознанности.
Стремление к зарождению истинного присутствия осознанности.
Далее из текста первоисточника:
Многие Учителя говорили: "Подгоняй коня осознанности хлыстом присутствия!" И в самом деле, если осознанность не подгонять присутствием, она не сможет действовать.
Давайте рассмотрим пример осознанности: предположим, что перед человеком, находящимся в здравом уме, стоит чаша с ядом и он осознаёт, что это такое. Взрослые и разумные люди, зная, что такое яд, и осознавая, что случится, если его принять, не нуждаются в разъяснениях. Но тех, кто не знает, что в чаше яд, нужно предостеречь, сказав примерно следующее: "Здесь яд, и пить его - смертельно опасно". Так, зародив осознанность в других людях, можно избежать опасности. Вот что мы понимаем под осознанностью.
Но бывают люди, которые, зная об опасности яда, не придают этому никакого значения или же сомневаются: действительно ли этот яд смертелен? Есть и такие люди, которые вообще лишены осознанности. Таким людям недостаточно просто сказать: "Это яд". Им нужно сказать так: "Эту жидкость пить запрещается под страхом наказания по закону". Благодаря такой угрозе закон защищает жизнь всех этих людей. Вот на каком принципе основаны законы, и хотя они весьма отличаются отпринципа осознанности, тем не менее, они незаменимы как средство спасти жизнь людям, которые действуют по неведению и лишены осознанности.
Теперь мы можем еще раз использовать пример с ядом, чтобы показать, что имеется в виду под присутствием. Если даже человек, перед которым находится чаша с ядом, обладает осознанностью и очень хорошо знает, что может случиться, если принять яд, но не имеет постоянного присутствия внимания к тому, что в чаше - яд, то он может отвлечься и сделать глоток. Поэтому, если осознанность постоянно не сопровождается присутствием, то трудно рассчитывать на хорошие последствия. Вот что мы подразумеваем под присутствием.
...не следует забывать разницу между принципом законов и правил и принципом осознанности. Законы и правила установлены под влиянием обстоятельств времени и места, и они действуют, навязывая человеку условия посредством факторов, направленных на него извне. Осознанность же порождается знанием, которым обладает сам человек. Поэтому законы и правила иногда соответствуют внутренней осознанности человека, а иногда нет. Однако, если у человека есть осознанность, он может избежать ситуации, где требуется принудительно соблюдать правила и законы. И более того, человек, владеющий осознанностью и постоянно ее сохраняющий, способен жить в согласии со всеми на свете правилами и законами, так что они его никак не ограничивают.
Первоисточник: НАМКАЙ НОРБУ РИНПОЧЕ. ЗЕРКАЛО. СОВЕТ ПО ПРИСУТСТВИЮ И ОСОЗНАННОСТИ
Сущность всех учений, корень всех Путей: Сохранять постоянное присутствие и не позолять себе отвлекаться. Не допускать невнимательности. Владеть собой, уметь постоянно пребывать в истинном Состоянии с присутствием осознанности.
Корень Путей и главный принцип практики: не-отвлечение.
Сущность всех путей, корень всякой медитации, итог любой духовной практики, сок всех эзотерических методов, сердце всех высших Учений: непрерывное пребывание в присутствии истинного Состояния. Стремление, не отвлекаясь, сохранять постоянное присутствие.
Это означает: не следование мыслям о прошлом, не ожидание будущего, не следование за иллюзорными мыслями, возникающими в настоящем, но, обращение внутрь себя, наблюдение своего истинного состояния и сохранение его осознавания как оно есть, без каких-либо умозрительных ограничений «трех времен».
Пребывание в неисправленных условиях своего естественного состояния, свободного от нечистоты оценок, разделяющих на «бытие и небытие», «обладание и необладание», «хорошее и плохое» и т.д. Разные аспекты двойственного видения.
Важно не позволять себе отвлекаться мыслями «трех времен». Исконное состояние Великого Совершенства находится поистине вне ограниченных представлений о «трех временах». Практикующему необходимо иметь осознанность, пережить узнавание своего собственного Состояния.
Необходимо помнить и знать ошибки: Не отвлекаться. Попытка избавления от мыслей, сосредоточение на поиске состояния покоя или ощущения удовольствия. Само это «сосредоточение» есть не что иное, как еще одна мысль.
Настоящее расслабление: Расслабление ума, сохранение только пробужденного присутствия собственного Состояния, не позволяя себе подпадать под влияние какой бы то ни было мысли. Настоящее расслабление, ум находится в своем естественном состоянии.
Первоисточник: НАМКАЙ НОРБУ РИНПОЧЕ. ЗЕРКАЛО. СОВЕТ ПО ПРИСУТСТВИЮ И ОСОЗНАННОСТИ
Серьезные учителя. Результаты поисков.
Посвящение.
Видение.
Следствия напряжений.
Переживания.
Сильные напряжения, переживания.
Отражение.
Развитие ясности.
Связь с настоящим или будущем.
Проявляемое.
Развитие практики.
Показатели физического состояния и энергии индивидуума.
Исследование и диагностирование состояния.
Практика, развитие способности видеть.
Осознание. Осознавать, кто видит.
Быть в состоянии это сделать.
Проявление согласно условиям каждого индивидуума.
Опыт.
Обучение всей последовательности шагов.
Создание в реальности и обучение. Выучить и обучать.
Обретение независимости и зависимость.
Двойственное видение и обусловленность.
Проявление уважения и смирения.
Необходимо осознавать свои обстоятельства и свою ситуацию.
Осознаем – ни от чего не зависим.
Осознанность в социальных условиях. Соблюдение законов и правил – быть осознанным.
Быть независимым – это действовать с охотой, осознанно.
Идущий по пути, следующий Учению.
Объединение знания с реальными условиями.
Необходимо и необходимость знать.
Клетка ограничений и наших эмоций.
Рождение, рост и привычка так жить.
Понимание, видение, состояние. Соответствие нашему состоянию.
Соответствие своему состоянию и месту своей жизни.
Пространство жизни, полета.
Понимание того, что соответствует состоянию человека.
Делать. Сразу же делать. Возможность делать.
Защита, привычка жить определенным способом.
Осознание (начало), работа над собой (затем), достижение уровня, который действительно соответствует нашему состоянию (возможность)
Зеркало. Использование зеркала для понимания нашего состояния. Я – зеркало.
Мы смотрим в зеркало – оно проявляет наше отражение. Мы знаем, что отражение – вещь нереальная, и это интеллектуальное знание. Мы знаем, что отражение нереально. То, что нас отражает, мы всегда воспринимаем как реальность. То, что нас отражает и отражаемое взаимозависимы. Осознание, знания этого недостаточно, оно не имеет большой ценности. Наиболее ценно, когда мы можем видеть зеркало с другой стороны. Зеркало обладает способностью проявлять все типы и виды отражений. Зеркало в отличие от компьютера, не нуждается в программе. Комьютер спроектирован, все основано на программах. Зеркало не нуждается ни в какой программе. Это значит, что у зеркала безграничная способность проявлять отражения. Какая настоящая способность зеркала? Отражение – это не настоящее состояние зеркала. Для нас все то же самое. Каждый индивидуум обладает большими способностями, как зеркало. Мы должны, прежде всего, открыть это состояние: мы полностью свободны, ни от чего не зависим. Необходимо понять, как открыть нашу природу. Для того, чтобы открыть способность зеркала, необходимо отражение. Так же и для нас – необходимо суждение, мнение. Мысли, и через такие отражения должно открыться наше состояние. Учитель обучает учеников, используя свой богатый опыт. И тогда человек становится полностью свободным, и это называется «реализацией».
Тесная связь между разными дисциплинами. Объединение в Учении.
Есть много всего в нашем распоряжении. Практикующий учится работать с обстоятельствами как они есть. Так работать. «Жизнь прекрасна, прекрасна, достаточно иметь зонтик». То, что на самом деле необходимо. Вместо того, чтобы придумывать или беспокоиться о многих бесполезных вещах.
«Делать как знаешь». Осознавать обстоятельства. Обучение этому, и это одна из самых главных вещей в жизни любого человека – быть в присутствии, не отвлекаться. Работа с обстоятельствами, нахождение в присутствии (если в присутствии), сразу же легко открываете, что быть возбужденным – это нехорошо, и вы знаете, что нужно расслабиться. Делая так каждый раз, когда необходимо, и тогда научишься (сможешь) наслаждаться жизнью.
http://kunsangar.org/media/cmsmediafiles/178/bul12.pdf